среда, 31 августа 2016 г.

По ледникам и перевалам Катунского хребта: часть 3

День 9, 1 августа. Последний бой - он лёгкий самый

Сегодня нас ждёт последний в этом походе перевал - Сочи 1Б. Мы считаем, что он будет совсем нестрашным, поэтому просыпаемся в 5:30, очень неспеша завтракаем, и в 7:40 выходим. От нашего места стоянки двигаемся на юг практически без потери высоты. Где-то внизу виднеется оз.Дарашколь.

В 8:30 (2 км) упираемся в один из левых притоков Иолдо-Айры. Перебродить его можно, но нам этого делать не хочется. Проходим вверх по течению 600 м до ледника, с которого он течёт, и переходим, даже не замочив ноги (9:30, 3.3 км). Затем поворачиваем по ВЮВ, в точности по азимуту к перевалу.

Поднимаемся на небольшой моренный вал, затем по камням и по снегу в 10:15 подходим к леднику, ведущему прямо к седловине.

До перевала остаётся чуть больше 1 км. Надеваем кошки. Слой снега очень маленький, поэтому мы посчитали, что ледник открытый и связываться не стали. Хорошая погода и очень пологий набор делают подход к перевалу таким же простым, как прогулка по парку. Можно неспеша идти и любоваться на ледяные поля и заснеженные вершины.

В 11:30 (5.6 км) мы на седловине.

В 12:00 начали спуск. C подъёма в скальном гребне на вершине перевала просматриваются три седловины. Идти надо в самую левую, потому что там нет сбросов. По мелкой сыпухе с уклоном около 35 градусов теряем около 150 м высоты и неспеша съезжаем на ледник (12:50).

Дальше около 1.5 км проходим по очень пологому леднику, поворачиваем налево, пересекаем небольшой моренный вал с набором высоты около 10 м, и в 13:50 (7.4 км) попадаем в верховье одного из притоков Иолдо-Айры, который выведет нас прямо к Дарашколю.

Наконец-то, впервые за последние 6 дней, встретили туристов, которые шли горную единичку со стороны Курагана. Пообщались, поделились впечатлениями о пройденных маршрутах, и продолжили спуск по зелёным полянам. Все перевалы позади, поэтому батонимся, никуда не спешим, и в 16:10 встаём на ночёвку на Дарашколе.

Расстояние: 11.2 км
Чистое ходовое время: 6:45
Набор высоты: 632 м
Сброс высоты: 934 м
Высота ночёвки: 2134 м

День 10, 2 августа. Дарашкольскими тропами.

Поскольку техническую часть мы благополучно одолели, то решаем, что можно расслабиться. Спим, сколько хотим, неспеша завтракаем. Затем я прогулялся вдоль озера, добрался до мыса, который метров на 100 врезается в водную гладь, и попытался сфотать Белуху. К сожалению, из-за облаков опять ничего не получилось.

Это легко компенсировалось прекрасными видами скал и снежников, отражающихся в светло-голубой воде озера.

Поскольку делали всё совсем уж неспешно, вышли с озера только 15:35. Пройдя озеро, полюбовались на вот такой водопадик.

Дальше просто топаем вниз по тропе ужасного качества. Прижимы, болота, камни, ручьи - все эти милые особенности уронили скорость нашей ходьбы до жалкого 1 км/ч. В качестве контрольного выстрела - аццкий спуск по камням к броду Кони-Айры. Уклон до 45-50 градусов заставляет всерьёз задуматься в провешивании перил. Впрочем, с горем пополам сползли так, и в 19:00 (4.5 км) стояли у брода Кони-Айры. Мощная река разливается в долине на много проток. Если не считать замёрзших от долгой ходьбы по ледяной воде ног, то брод тривиальный. Вид сверху даёт примерное представление о том, что он из себя представляет

После брода гуляем примерно с километр, и в 20:00 встаём на ночёвку. Вскоре подошли ребята, с которыми мы познакомились после перевала Сочи (см. день 9). Вместе сидим у костра, неспеша ужинаем, общаемся. Всё-таки, приятно бывает поделиться впечатлениями с братьями по разуму.
В 22:30 ложимся спать. Завтра ранний старт, потому что мы поняли, что движение по таким тропам - не мёд и не сахар, а преодолеть оставшиеся 45 км до цивилизации за два дня - совсем не так просто, как нам думалось.

Расстояние: 5.6 км
Чистое ходовое время: 3:45
Набор высоты: 103 м
Сброс высоты: 495 м
Высота ночёвки: 1742 м

День 11, 3 августа. Кучерлинский марафон.

Итак, мы начинаем выбег в цивилизацию. Сегодня проснулись в 6:30, вышли в 8:10 и решили топать до упора. В 9:00 (1.3 км) мы стоим у Кучерлинского озера.

Тропа вдоль озера - тоже не халява. Где-то попадаются камни, где-то - поваленные деревья, которые постоянно петляющая тропа аккуратно обходит поверху. В 12:10 (6.6 км) мы встаем на обед, оставив озеро позади.

За обедом смотрю на высокие снежные горы, которые пока ещё совсем близко, и испытываю противоречивое чувство. С одной стороны - радость и глубокое моральное удовлетворение от первого в своей жизни самостоятельно придуманного и пройденного похода, в другой стороны - лёгкое огорчение от того, что поход пролетел как одно мгновение и быстро остался позади. Совсем скоро я уйду из любимых гор и снова окунусь в обычную городскую жизнь. Машу рукой остающимся за спиной вершинам и благодарю их за то, что они есть. Я обязательно вернусь!

После озера идти можно чуть побыстрее, но тропа всё равно - дрянь. Безумно грязно и сильно разбито конями. Видов почти никаких - вокруг сплошной лес. Несмотря на общий спуск, кое-где встречаются резкие подъёмы на 40-50 метров. Мы думали, что если в первый день удалось без проблем пробежать 19 км и выбрать 1 км высоты с тяжёлыми рюкзаками, то сегодня мы без проблем одолеем 25 км. На самом деле, хреновая арифметика. Легко не было. Сделали 6 ходок до 50-55 минут с 5-минутными перерывами и одолели за сегодня всего 22 км. Примерно на 19-ом км пути (12 км от озера) проходим мимо домика алтайцев. Понимаем, что скорбные остатки раскладки не восполнят затрат энергии на 12-часовой переход, закупаемся лепёшками. Встаём на ночёвку в 20:10 после моста через Кучерлу. На завтра остаётся 20 км. Надо успеть.

Расстояние: 21.6 км
Чистое ходовое время: 9:00
Набор высоты: 665 м
Сброс высоты: 1185 м
Высота ночёвки: 1244 м

День 12, 4 августа. Последний рывок.

Сегодня нам нужно успеть на вечерний автобус, идущий в 19:30 из Мульты. Конечно, мы надеемся на то, что идти станет проще, но рассчитываем на худшее, поэтому в 6:00 просыпаемся и 7:40 выходим. На самом деле, дальше оказалась полная халява. Тропа становится вполне приемлемого качества, а потому наша скорость резко возрастает. На одном из подъёмчиков можно обернуться назад и бросить прощальный взгляд на горы

Во время стоянки Катя обнаружила, что в лугах, по которым мы идём, целые заросли земляники, после чего мы зависли на полчаса, валяясь в траве и угощаясь ягодой. В 11:15 мы уже оставили позади 15 км, и остановились обедать и загорать у моста через Кучерлу в урочище Елань. Я позвонил и договорился с таксистом насчёт дороги из Тюнгура в Мульту, и в 13:00 мы двинули к Тюнгуру по  отличной автомобильной дороге среди цветущего луга.

Погода отличная: яркое солнце чередуется с грозами и освежающим тёплым ливнем.

В 15:20 всё мы доходим до турбазы "Высотник" в Тюнгуре, где нас забирает заказанное такси. До новых встреч, горы!

Расстояние: 20.2 км
Чистое ходовое время: 5:00
Набор высоты: 511 м
Сброс высоты: 906 м
Высота ночёвки: 853 м

1. Привет Александр. Хороший отчет. У тебя осталась раскладка еды? Просто интересно чем вы питались и количество.

1. Да, раскладка еды осталась. На следующей неделе постараюсь сделать страничку с техническими данными. Туда и табличку с раскладкой затолкаю.