четверг, 11 сентября 2014 г.

Казахстан & Киргизия, догоняя лето: часть 1

Этим летом наконец-то удалось выбраться в первый в своей жизни более-менее настоящий велопоход. Конечно, никаких спортивных амбиций у меня не было, основная цель - попробовать велотуризм в разных проявлениях. С районом я долго не мог определиться, но тратить двухнедельный отпуск на Горный Алтай я посчитал бессмысленным. 
В итоге остановил свой выбор на Средней Азии. Доводов было много: отличная тёплая погода в сентябре, низкие цены, отсутствие заморочек с визами, высокие горы с перевалами до 4000 метров, и конечно же, возможность отличного матрасного отдыха. Но обо всём по порядку.
Итак, тёплым ясным утром 24 августа, в 7:38 по местному времени, я выгружаюсь из поезда на вокзале Алматы-1. Вперёд!

Для справки: 
тенге - казахская валюта, текущий курс примерно 1 тенге = 0.2 рубля.
сом - киргизская валюта, текущий курс примерно 1 сом = 0.7 рубля.


Первый день, 24 августа.

Наслушавшись историй о нечистых на руку казахских полицейских, которые не прочь немного поживиться за счёт туристов, я решил, что задерживаться на вокзале небезопасно. Отхожу от вокзала метров на 100, собираю байк, меняю валюту, приобретаю местную симку, и в 9:40 стартую в сторону первой на своём маршруте достопримечательности, Тургенского ущелья.  
Из города я выезжал по треку Russian Killer'a. Конечно, это самый короткий путь, но мне он не очень понравился. Примерно 2 км пришлось ехать по узким улочкам, где машины попросту не могли меня обогнать.
Впрочем, как бы там не было, в 10:20 (12 км), Алматы остаётся позади, и я выхожу на Талгарский тракт. Здесь ничего особо интересного. Отличный асфальт с ощутимым трафиком, лёгкий подъёмчик, в общем, хорошая разминка перед предстоящим подъёмом на плато Асы.
Скорость - примерно 18-20 км/ч. Навстречу, приветственно махая рукой, время от времени проносятся шоссеры. 
Отношение водителей довольно непривычно. Кто-то бибикает просто с целью поприветствовать, а кто-то после сигнала проносится в 20 сантиметрах. Примерно через полчаса я сделал вывод, что на сигналы водил не стоит обращать внимание в любом случае.
В 15:00 (72 км) прошёл КПП на въезде в Тургенское ущелье, заплатив 380 тенге. Трафика почти нет, асфальт отличный, дорога понемногу набирает высоту. Как я понял, место это очень попсовое, много кафешек и оборудованных мест отдыха.
Жара стоит просто аццкая. Я, как и всегда, никуда не спешу, поэтому нахожу уютную полянку, и около часа купаюсь в ледяной освежающей воде р.Тургень. 
В 18:20 (90 км) прохожу с.Батан. Асфальт заканчивается, дорога начинает быстро набирать высоту, ехать становится намного труднее, но это с лихвой компенсируется красивыми видами.
Уклон местами достигает 15-16%, колёса буксуют, гружёный велосипед так и норовит перекинуться назад.
Проехав примерно 6 км, встретился и пообщался с местными егерями. Они сказали, что дальше, до самого плато Асы, нормальных мест для ночёвки не будет и лучше становиться здесь. На следующий день я убедился, что они были правы. Еще они посчитали, что я сдуюсь и не смогу закрутить в перевал на гружёном веле. Тут они, конечно же, ошибались.
В 19:05 (96 км), я решаю, что для разминки достаточно, на плато я сегодня не полезу, и останавливаюсь на ночёвку на левом берегу р.Тургень.

Немного статистики
Расстояние: 96 км (90 км - асфальт, 6 км - гравийка)
Время в движении: 6:35
Общее время: 9:26
Средняя скорость: 14.6 км/ч
Набор высоты: 1884 м

Сброс высоты: 540 м
Высота ночёвки: 2038 м.
Трек здесь.
Карта
Профиль высот


Второй день, 25 августа

Поскольку буксовать и перекидываться через руль мне изрядно надоело, то сегодня я спускаю покрышки с 4 до 2.7 атмосфер, руль переставляю  чуть ниже, и в 9:15 выдвигаюсь. 
Таких торчков, как вчера, больше нет, дорога идёт  с плавным набором высоты 10-12 %, а виды становятся всё красивее и красивее. В общем, ехать одно удовольствие.

На высоте 2200 ущелье заканчивается, дорога выходит на отрытое пространство, вдали становятся видны снежные вершины.
В отчётах пишут, что на перевальный взлёт под Асы достаточно крутой. Лично мне его сложность показалась совершенно детской по сравнению с Тургенским ущельем, я легко закручиваю его на 22-34 , и в 10:40 (9 км)  стою на перевале Асы на высоте 2589 м.
По плато Асы идёт грунтовка с небольшим сбросом высоты, где-то ровная, где-то каменистая.
Иногда встречаются броды (я насчитал 10 штук). Особой сложности они не представляют, и почти все проходятся в седле. 
В 13:15 (38 км), спокойный и равномерный спуск заканчивается. Речка Асы, вдоль которой я ехал по плато, уходит в ущелье. Начинается красивый и драйвовый участок. Дорога идёт по холмам из красного камня, изобилует резкими поворотами и крутыми спусками/подъемами с градиентом около 20-25%. Благодаря техничной езде и необычным пейзажам километры пролетают незаметно.




Вся эта красота продолжается около 9 км, после чего, на высоте 1720 м, дорога уходит от реки, и начинается подъем в каменистый перевал. Рядом с речкой есть прекрасные места для стоянки, но на часах только 14:20, и пройдено всего 47 км. Из отчёта Russian Killera я помню, что через 24 км можно заночевать на берегу Бартогайского водохранилища, поэтому еду дальше. Надо сказать, что я ошибался.
Подъём дался очень тяжело. Убийственная жара (46 градусов на солнце), конский уклон (15-17 %) и сыпучий гравий делают своё дело.
После первой, ложной седловины на высоте 2021 м., рядом с дорогой есть родник. Выпив 2 литра воды и умывшись, я снова почувствовал себя человеком, без проблем закрутил настоящую седловину на высоте 2089 м., и начал спуск к р.Чилик.
К сожалению, когда я добрался по предпогалаемого места ночёвки, никакого водохранилища я не увидел. По всей видимости, в половодье оно наполняется водой, а осенью на его месте остаётся сухая глинянная пустошь.
Поднимается приличный встречный ветер, на часах 17:30, а взгляд на карту показывает, что дальше, на несколько десятков километров, вообще нет ни одной реки. Справа от моста через Чилик обнаруживаю полянку и встаю на ночлег.
 Сразу хочу сказать, что ночёвка - полная дрянь. Река очень грязная и мутная, с трассы вся поляна, как на ладони. Воду я отстаиваю, процеживаю через сложенный вчетверо чехол от палатки, пью, но жажду она не утоляет. К счастью, один пакетик регидрона быстро решил эту проблему. Не зря же участники Russian Killerа целую оду про регидрон написали 
Регидрон, Регидрон, тебе песню пою,
Как той ранней весной ты спас жизню мою,
Казахстанский поход, вот я в гору кручу,
А со лба ручьем пот, нету сил, не могу.
Потемнело в глазах, упал каденс вконец,
Чую, мне неизбежно приходит п...дец,
Но заветный пакет развожу я водой,
Те, кто был впереди, остаются за мной.
Что откуда взялось? Байк на крыльях летит!
Слева натрий хлорид, справа калий хлорид.
Я тебя, Регидрон, никогда не предам,
А кому станет плохо, я тебя ему дам!


Немного статистики

Расстояние: 69 км (61 км - каменистая грунтовка, 8 км - гравийка)
Время в движении: 6:14
Общее время: 8:15
Средняя скорость: 11.5 км/ч
Набор высоты: 1357 м
Сброс высоты: 2316 м
Высота ночёвки: 1080 м.
Карта
Профиль высот

Комментариев нет:

Отправить комментарий