вторник, 14 января 2014 г.

Попытка похода на Тёплый ключ : часть 1

Вот я и вернулся из первого в своей жизни многодневного лыжного похода с ночёвками в палатке, вполне приличными горными перевалам, морозом под -30, и всеми остальными прелестями лыжного туризма. Сразу хочу сказать, что всё пошло совсем не так, как планировалось, и в результате обычная "единичка" превратилась большое и увлекательное приключение.

Первый день, 5 января

Новый год я встречал с новосибирским турклубом "Арго" на турбазе "Кокаиха" недалеко от с.Кебезень, возвращаться в город перед походом не имело смысла, поэтому я присоединился к группе на своротке в село Бийка. Большое спасибо Марине из "Арго" за то, что подбросила меня на машине и мне не пришлось шагать 14 км по трассе с лыжами наперевес :)
Приключения начались сразу, с момента заброски. Нас провозят на газельке примерно 3 км за Бийку в сторону Садринских озёр, после чего водила говорит, что дальше ехать не может (не знаю, что ему не понравилось, дорога как дорога), начинает разворачиваться и хорошенько засаживает газель в сугроб.

Совместными усилиями мы выталкаваем газель и в 13:15 продолжаем двигать по автодороге, но уже пешком.

К 18:15 мы проходим 14 км, нам нужно свернуть в сторону первого на нашем маршруте перевала Уя. По карте на него должна вести тропа. Впрочем, сколько мы не искали в свете фонариков свороток, ничего похожего на самую захудалую дорожку или тропку мы не нашли, поэтому пришлось просто ломиться по направлению. Постоянный набор высоты, ночь, бурелом и тропёжка совершенно убивают скорость. К 21:30 мы прошли от дороги только 3.5 км, набрали 300 метров высоты и встали на ночёвку. Приготовили ужин на костре, накололи дров для палаточной печки, поужинали и в 1:00 легли спать.

Пройдено: 17.5 км (14 км автодорога, 3.5 км тропёжка по целине)

Второй день, 6 января

Стартуем в 8:50 и продолжаем брать перевал. К несчастью, я взял в поход пластиковые лыжи (а не деревянные, как все остальные участники) и понял, что сильно ошибся. Тормозила из капроновой верёвки помогают слабо, лыжи всё равно едут вниз. Я поливаю лыжи горячим чаем из термоса и леплю на них снег. Конечно, снег фигово липнет на пластик, но после этого становится возможно хоть как-то идти. На пределе сил я нагоняю группу, и даже выхожу тропить, пытаясь показать, что я не халявщик.
В 11:00 мы добираемся до вершины, откуда открывается вид на дикие, покрытые тайгой горы, на белое поле Байгольских болот, и на подход к перевалу Минор, который отсюда выглядит совсем нестрашно.

На спуске пухляк, бурелом - в общем, всё как положено. Пластиковые лыжи отлично катят и управляются, поэтому тут мне легко и весело. К 12:40 я спускаюсь почти до Байгола. Минут через 10 спускаются Слава и Вероника (руководители), затем минут через 20 спускается Маша (отлично подготовлена физически, имеет опыт категорийных лыжных походов). Не хватает еще двух участников - Витали и Вовы. Они докатились примерно через 1,5 часа, Виталя подвернул на спуске ногу, много раз падал, разорвал лыжные штаны, промок, и идти дальше ему очень тяжко. Он отдыхает, сушится, греется у костра, сжигает штаны, которые, по его мнению, не имеет смысла восстанавливать, и в 16:00 мы выдвигаемся. Без проблем пересекаем Байгольские болота, которые зимой представляют из себя ровное снежное поле, и топаем в сторону перевала Минор. Опять лес, опять бурелом, опять ночь, опять постоянные спуски-подъёмы. Примерно в 21:00 подходим вполтную в перевалу и встаём на ночёвку.
Минор - гораздо более сложное препятствие, чем Уя, поэтому мы решаем разделиться. Виталя и Вова остаются в палатке под перевалом, а мы (я, Слава, Вероника и Маша) идём за перевал, спускаемся по ручью Сыктызыл, ночуем в домике на р.Коный, и возвращаемся обратно. Мы расчитываем успеть за 2 дня, поэтому даем Витале и Вове инструкцию ждать нас до утра 9 января и, если мы не приходим, выдвигаться в сторону Бийки. Забегая вперед скажу, что инструкция оказалась косячной.

Пройдено: 10.7 км (10.7 км тропёжка по целине)

Третий день, 7 января

Впрочем, как бы там не было, в 9:00 мы вышли на штурм Минора. Вероника подсказала, что на тормозилах надо навязать побольше витков под колодки. Это помогает, я могу нормально идти в перевал и даже тропить. Подъем довольно крутой (18-20 %), бурелом тоже никто не отменял, поэтому идти приходится по серпантину, обходя завалы и скальные выходы.

Где-то в середине подъёма находим старую полузаметённую лыжню. Тропить она не помогает, но хотя бы становится понятно, куда идти. Двигаемся настолько быстро, насколько это возможно и в 14:30 забираемся на перевал.

Фотографируемся, съедаем перевальную шоколадку и в 15:00 валим вниз по Сыктызылу.
На спуске не обошлось без водных процедур. Старая лыжня выходит на типа замёрзший Сыктызыл, мы выходим за ней. Тёплая осень и малоснежная зима сделала своё дело, лёд на ручье "гнилой", в результате Маша проваливается вот в такую полынью.

Чуть позже в полынью проваливаюсь я. После этого мы стараемся обходить по лесу опасные места, пусть и с тропёжкой по лесу.
В 20:10 добираемся до домика на р.Коный. Там мы встречаем охотника Олега. Он рассказал, что до самого Тёплого ключа есть охотничья лыжня. Расстояние в один конец около 26 км. Посовещавшись, мы решили, что 52 км по лыжне - это около 18 ходовых часов, то есть вполне реальный переход, а поэтому завтра надо выходить в 5 утра и брать Тёплый ключ. Мы ужинаем жареными макаронами, которыми нас угостил Олег, ставим будильник на 4:00, надеемся, что Виталя с Вовой нарушат инструкцию и не уйдут 9-ого утром на Бийку без палатки, и в 23:00 ложимся спать.

Пройдено: 16.6 км (16.6 км тропёжка по целине)

Продолжение следует...

1. Саш, расскажи что за лыжи "пластиковые". Если это туринговые почему не использовал мазь держания. А если ски-тур то камуса?

1. У меня туринговые лыжи. Не думал, что мазь держания может быть эффективнее, чем тормозила из 6 мм верёвки. Если это так, учту на будущее.

2. Очень замечательное начало Саша (мне твоя мама Таня дала ссылку на рассказ)
    У меня несколько вопросов:
    Что за печка, какого размера, вес агригата, чем топили?
    Почему вы не используете шкуры на липучках для лыж? их легко надевать и снимать.
    У вас был свежий снег и хорошо на пластиковых без чешуек только вниз;
    липкий снег тормозит движение не только вверх , но и вниз. помню, когда не смазали лыжи, так мучились очень даже.

1. Печка весила 1,55 кг, топили дровами. Так как печка очень маленькая, дрова приходилось пилить на очень короткие чурки, чтобы вошли. А так ничего особенного.
      Поскольку я новичок в лыжном туризме, то просто сделал тормозила из верёвки по примеру остальных участников похода. Про шкуры не липучках я не знал. Спасибо за совет. Надо будет поискать, где они у нас продаются, и попробовать в деле.

2. Спасибо Саша. 1,5кг - не много, но и не мало. Хотя, когда в группе несколько человек, то можно расскидать обший снаряж.
      Я посмотрела, какие печки используются сдесь в Канаде и в Америке. Оказывается есть такие печки на газовых балонах. Надо будет зайти в спец магазин и пощупать что это такое.

3. Печки на газе - с одной стороны удобно, потому что не надо заготавливать дрова. Но баллоны придётся нести (а это ощутимый вес в длительном походе). Еще я никогда не видел в продаже газа, способного работать при температуре ниже -20.

3. Саша, посмотри по этой ссылке видео. Там мой муж одевает шкуры на липучках.
    Большинство людей одевают не так: они снимают лыжу, одевают шкуру, а потом снова одевают лыжу.